История искусства 18-19 век


Менгс Антон Рафаэль (Mengs, Anton Raffael) (1728-1779 гг.), немецкий живописец и теоретик искусства. Значительную часть жизни провёл в Риме, где был одним из провозвестников неоклассического (неоклассицизм) стиля. У современников пользовался огромной популярностью.

Англия

Уильям Хогарт. Он пирует в таверне Оргия. Из серии «Карьера мота» Холст, масло. 62,2 х 74,9 см. Музей сэра Джона Соуна, Лондон

Живопись французского рококо, начиная с Ватто, имела определяющее, хотя и непризнанное, влияние по ту сторону Ла-Манша и, по существу, способствовала возникновению первой со времен средневековья школы английской живописи, имевшей не только местное значение.

Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов).

Хогарт. Самый ранний из этих художников, Вильям Хогарт (1697—1764), заявил о себе в 1730-х годах созданием нового вида живописи, который можно охарактеризовать следующим образом: «современная моральная тематика... похожая на театральные постановки». Хогарт хотел, согласно его высказыванию, чтобы о нем судили как о драматурге, даже если его «актеры» могли лишь «показываться молча». Эти картины, а также гравюры, которые он производил на их основе для массовой продажи, имели вид серий, причем для создания последовательного единства детали в каждой сцене повторялись. «Моральные пьесы» Хогарта учат, на своих устрашающих примерах, присущим среднему классу добродетелям. Художник изображает то сельскую девушку, прельстившуюся на соблазны модного Лондона, то порочность коррумпированных выборов, то волокит-аристократов, которых интересуют в жизни лишь губительные удовольствия и которые женятся на богатых женщинах низкого происхождения ради их состояний, чтобы вскорости их промотать. Он стал — может быть, первым в истории искусства — ярко выраженным социальным критиком.

На картине «В таверне» (илл. 317) из серии «Карьера мота» изображен юный волокита, злоупотребляющий вином и женским полом. Изображенная сцена полна всевозможных визуальных намеков — полный их перечень занял бы целые страницы, не говоря уже о постоянных отсылках к соседним эпизодам. Хотя сюжет картины весьма литературен, она очень привлекательна. Хогарт сочетает искрящуюся фантазию, чем-то напоминающую нам Ватто, с увлечением описательностью во вкусе Стена (сравн. илл. 312, 300). Он так увлекателен, что мы с удовольствием воспринимаем его проповедь, не особенно ужасаясь ее содержанием.

Романтическая скульптура
Фрагонар Жан Оноре (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг.), французский художник, яркий представитель рококо. Почти всю жизнь выполнял работы для частных заказчиков, в том числе для мадам Дюбарри, самой очаровательной фаворитки Людовика XV.