История искусства 18-19 век


Скорел Ян ван (Scorel, Jan van) (1495-1562 гг.), нидерландский живописец. В 1519-1524 гг. путешествовал по странам Средиземноморья и был покорён итальянским искусством. Скорел Ян ван первым принёс в Нидерланды зрелое понимание итальянской живописи Ренессанса и был признан соотечественниками одним из самых выдающихся художников.

Барри и Пэджин. Всеми этими соображениями руководствовались сэр Чарлз Барри (1785— I860) и Уэлби Пэджин (1812-1852) при разработке проекта здания Парламента в Лондоне — грандиозного сооружения, являющего собой возрождение готического стиля Этот архитектурный ансамбль — символ патриотических чувств — служащий резиденцией обширного и сложного правительственного аппарата, представляет собой любопытное слияние разных стилей — в его композиции точно повторяющаяся симметрия центрального холла сочетается с живописной неправильностью общего силуэта.

Гарнье. Между тем, выбор возможностей для архитекторов постоянно расширялся благодаря возрождению все новых стилей. Когда снова вошли в моду Ренессанс, а потом барокко, движение по возрождению стилей описало полный круг: неоренессанс, необарокко заменили собой неоклассицизм. Эти стили заключительного этапа романтической архитектуры доминировали в период 1850—1875 годов и сохранились до 1900 года, найдя свое выражение в здании Парижской оперы, спроектированном Шарлем Гарнье (1825—1898). К стилю необарокко его можно отнести скорее из-за обилия скульптуры — имеется в виду и «Танец» Карпо (см. илл. 356) — и орнамента, чем из-за эклектичности выразительных средств. Так, например, парные колонны фасада заимствованы из восточного фасада Лувра (см. илл. 307). Все здание кажется чрезмерно «разряженным», его роскошная вульгарность столь наивна, что даже обезоруживает

Шарль Гарнье. Здание Оперы. Париж. 1861-1874 г. Если в Западной Европе формирование дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих изделий, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов).

359. Сэр Чарлз Барри и А. Н. Уэлби Пэджин. Здание парламента в Лондоне. Строительство начато в 1839 г.

В архитектуре здания отразился вкус людей, недавно разбогатевших и получивших власть в результате промышленной революции, они считали себя наследниками старой аристократии и потому стили, предшествовавшие французской революции, казались им более привлекательными, чем классический стиль и готика.

Рафаэль (Раффаэлло Санти) (Raphael (Raffaello Sanzio)) (1483-1520 гг.), итальянский живописец и архитектор. В творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения (Ренессанс). Работал в мастерской Перуджино. С 1504 по 1508 гг. жил главным образом во Флоренции, где под влиянием Леонардо да Винчи и Микеланджело его творчество обрело зрелость.
Романтическая скульптура