История искусства 18-19 век


Рубенс Питер Пауэл (Rubens, Sir Peter Paul) (1577-1640 гг.), величайший фламандский живописец 17 века, блестящий представитель стиля барокко в Европе. Учился в Антверпене, но настоящее художественное образование получил в Италии, где жил с 1600 г. по 1608 г. Именно Рим с его античной скульптурой, фресками Микеланджело и Рафаэля, полотнами Караваджо и Карраччи придал стилю Рубенса торжественность и величие.

Одним из самых ранних и ярких образцов такого стиля является здание библиотеки Святой Женевьевы в Париже архитектора Лабруста (1801—1875). Внешний вид здания отдает дань историзму, который был характерен для середины XIX века (илл. 387). Этот стиль опирается, главным образом, на архитектурную манеру итальянского Ренессанса, в которой строились банки, библиотеки и церкви. Для обозначения того, что здание является библиотекой, Лабруст использовал простой, но остроумный прием — на фасаде начертаны имена великих писателей. Читальный же зал, напротив, напоминает неф французского готического собора. Почему Лабруст использовал здесь чугунные колонны и арки, применявшиеся до тех пор только при строительстве железнодорожных вокзалов? Чугун понадобился ему не для того, чтобы обеспечить мощную поддержку двойного цилиндрического свода, он мог бы обойтись и другими строительными материалами, но чугун требовался для воплощения символической программы Лабруста. Архитектор дает нам понять, что и библиотека является складом — хранилищем чего-то даже более важного и более дорогого, чем материальные ценности, в ней содержатся сокровища мировой литературы, дающие возможность унестись в дальние странствия не по неизведанным местам, а по лабиринтам духа. Греция и греческий мир Из старых церквей эпохи князя Андрея Юрьевича (следовательно, половины XII века) особенно хорошо сохранилась Покровская церковь близ Боголюбова, представляющая значительный шаг вперед сравнительно с киевскими церквами. Стены этой церкви уже не голы, а покрываются красивыми изображениями всевозможных человеческих фигур и драконов; тоненькие колонки образуют пояс, служащий продолжением карниза на трех апсидах церкви. Колонки эти опираются на маленькие кронштейны и соединяются наверху полукруглыми арочками.

Лабруст предпочел оставить металлический каркас интерьера ничем не прикрытым и перед ним встала трудная задача согласовать его с пышным ренессансным стилем экстерьера. Если его решение и не привело к полному слиянию двух стилей, оно, по крайней мере, обеспечило их сосуществование. В архитектурном (а не просто в техническом) плане открытые глазу железные кон струкции использованы Лабрустом с таким изяществом и тактом, что это в какой-то мере позволяет отнести здание к возрожденной готике. Позднее чугун был заменен конструкционной сталью и железобетоном. Так что обращение к железу при строительстве Библиотеки Святой Же- невьевы явилось отрадно своеобразной заключительной главой в истории романтической архитектуры.

Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг.), итальянский живописец. Ранние работы Караваджо - поясные портреты, иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг.) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези
Романтическая скульптура