Лаки — это растворы пленкообразующих веществ: смол, битумов, высыхающих масел, эфиров целлюлозы или композиций этих материалов в органических растворителях. В процессе сушки лака из него испаряются растворители, а в лаковой основе происходят физико-химические процессы, приводящие к образованию лаковой пленки. По своему назначению электроизоляционные лаки делят на пропиточные, покровные и клеящие.

Методические указания по курсу, литература. 

          Мне бы хотелось подчеркнуть, что материаловедение заключается не в запоминании материалов и их характеристик, это можно сделать, пользуясь справочниками, но в первую очередь, в понимании процессов, происходящих в материалах под действием тех либо иных факторов при использовании материалов в электротехнике. Поэтому в нашем рассмотрении уклон будет в сторону физики. Я надеюсь, что это приведет к более глубокому пониманию электротехнических материалов.

Обязательная литература

1. Коробейников С.М. Диэлектрические материалы: Учебное пособие, Новосибирск, НГТУ, 2000, 67 с. (http://etm.power.nstu/trud/index

2. Богородицкий Н.П. и др. Электротехнические материалы: Учебник для электротехн. и энерг. спец. вузов / Н.П.Богородицкий, В.В.Пасынков, Б.М.Тареев. - 7-е изд., перераб. и доп. - Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1985. - 304 с. 

 3 .Справочник по электротехническим материалам: в 3-х т. / Под ред. Ю.В.Корицкого и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Энергоатомиздат

Том 1. - 1986. - 368 с.

Том 2. - 1987. - 464 с.

Том 3. - 1988. - 728 с.

 

Дополнительная литература

4. Мозберг Р.К. Материаловедение: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1991. - 448 с.

 5. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. - Учебник для ВУЗов, 3-е издание, перераб. М.: Машиностроение, 1990, 528 с.

 6. Рез И.С., Поплавко Ю.М. Диэлектрики. Основные свойства и применение в электронике. - М.: Радио и связь, 1989. - 288 с.

 7. Неизвестный И.Г., Придачин Н.Б. Физика поверхности полупроводников: В 2-х ч. : Лекции /Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 1994. - Ч. 1. - 184 с.

 8. Валеев Х.С., Квасков В.Б. Нелинейные металлоокисные полупроводники. - М.: Энергоиздат, 1983. - 160 с.

 9. Композиционные резисторы для энергетического строительства /Горелов В.П., Пугачев Г.А. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. - 216 с.

10. Мишин Д.Д. Магнитные материалы: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1991. - 384 с.

11. Дубровский В.Г. Введение в теорию сверхпроводимости: Конспект лекций /Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 1993. - 72 с.  

Система обучения состоит в чтении лекций и подготовке лабораторных работ. Для студентов дневного отделения дополнительно проводятся семинарские занятия по решению задач из специально подготовленного задачника. Всего лекций 15, лабораторных работ 4, их можно выбрать из 8 различных работ. После первых 4-5 лекций предполагается небольшой тест. Затем, после последней лекции, также проводится заключительный тест.

Подведение итогов проводится согласно рейтинговой системе. На лекции раздаются карточки, на ней нужно указать группу и фамилию. За посещение лекций - 1 балл, за каждый нормальный вопрос, заданный на лекции - еще один балл. За лабораторную работу - до 4 баллов, за тест - до 10 баллов. Четыре лабораторные работы должны быть сделаны и сданы в течение семестра. Без этого нет допуска к зачету. Можно подготовить реферат по какой-либо теме - до 10 баллов. Если у кого-то есть желание заняться исследовательской работой - баллы выставляются по заслугам в неограниченном количестве.

  По окончанию баллы суммируются. В зависимости от набранной суммы при итоговой аттестации по предмету аттестуемые разделяются на 4 категории. В разных категориях аттестуемый получает различные комплекты аттестационных материалов. Технология состоит из нескольких этапов. Находится средний балл по потоку, подсчитывается средний балл верхней половины потока. Все, кто имеет баллы, выше этого балла - получают автоматический зачет. Остальные из верхней половины сдают упрощенный зачет. Во второй половине - аналогично. Верхняя часть сдает обычный зачет, нижняя часть - усиленный зачет.

Студент, набравший вышесредний уровень рейтинга, получает на итоговой аттестации 2 вопроса: определение какого-либо понятия и качественные соотношения между какими-либо величинами. Полный перечень зачетных вопросов для высшего уровня рейтинга дается преподавателем на лекциях по мере прочтения материала. Ответы на эти вопросы даются, как правило, без подготовки. При успешных ответах студент аттестуется.

При неуспешном ответе на один вопрос студент имеет возможность на вторую попытку, при которой отвечает на ранее заданный вопрос и получает два новых аналогичной формы.

При второй неуспешной попытке (один вопрос без ответа) или при неуспешных ответах на оба вопроса первой попытки студент получает задание среднего уровня рейтинга.

Студент, набравший нижесредний уровень рейтинга получает на итоговой аттестации экзаменационный билет с двумя вопросами и задачей. Билеты с вопросами этого уровня рейтинга выдаются студентам для ознакомления на консультациях в последние недели семестра. Для ответов дается время на подготовку в пределах получаса с возможностью использовать справочную литературу.

Студент, не справившийся с заданиями среднего уровня рейтинга, имеет возможность пересдать эти задания, и получить другой билет того же уровня для подготовки и ответов. Студент, не справившийся с повторной пересдачей, при последующих пересдачах получает билеты низшего уровня рейтинга. Студент, набравший низший уровень рейтинга, получает при итоговой аттестации билет с двумя вопросами и тремя задачами. Вопросы и задачи заранее студентам не известны, однако, по форме не отличаются от вопросов среднего уровня рейтинга.

Рaзличныe металлы и, кoнeчнo, сплaвы из ниx, oтнoсятся к твeрдым прoвoдникoвым материалам. Нeмнoгo рaссмoтрим свoйствa, кoтoрыe имeют твeрдыe прoвoдникoвыe материалы. Извeстнo, чтo свoбoдныe электроны являются нoситeлями электрических зaрядoв в металлах. Oни движутся бeспoрядoчнo при oтсутствии внeшнeгo электрического пoля. В oднoм oпрeдeлeннoм нaпрaвлeнии свoбoдныe электроны в прoвoдникe нaчинaют движeниe пoд дeйствиeм электрического пoля, oбрaзуя в пoслeдствии электрический ток.