[an error occurred while processing this directive]
ЭВМ четвертого поколения (fourth-generation computer). Основой ЭВМ являются большие интегральные схемы (СБИС) и микропроцессоры, выпуск которых был начат в 1971 г. фирмой Intel (США). В 1977 г. В США молодые предприниматели С. Джобсон и С. Возник ор-ганизовали фирму по изготовлению недорогих персональных компьютеров (ПК), предназначенных для широкого круга пользователей. Эти ПК, названные APPLE («Яблоко»), послужили основой для широкого распространения ПК во всем мире.

Работа с окнами

В среде Турбо Паскаля используется несколько окон, которые могут частично или полностью накладываться друг на друга. Для последовательной смены окон используется клавиша F6: нажатие на эту клавишуделает активным очередное окно; если это окно было закрыто другими окнами, оно накладывается поверх них. Для смены активности окон можно использовать и мышь: переместите указатель мыши внутрь неактивного окна и нажмите левую кнопку.

В верхней части рамки, очерчивающей активное окно, имеются два небольших поля, используемых приработе с мышью. Поле служит для удаления окна с экрана, поле - для распахивания окна на весьэкран, а если это поле помечено значком , - для возврата к прежним размерам после распахивания. Эти же действия выполняются и с помощью клавиатуры: F5 распахивает окно или возвращает окну обычный размер, Alt-F3 закрывает окно (удаляет его с экрана). Закрытое окно удаляется из системы окон Турбо Паскаля и его уже нельзя вызвать с помощью F6. Перед закрытием окна редактора, содержащего несохраненный на диске текст, среда спросит, нужно ли его сохранить.

Положение и размеры активного окна можно изменять по своему вкусу. При работе с клавиатурой для изменения этих параметров используется команда Ctrl-F5. После этой команды изменяются цвет и линии рамки: таким образом среда сигнализирует о переходе к режиму настройки. Теперь клавишами смещения курсора Вы можете перемещать окно по экрану и этими же клавишами, нажатыми в сочетании с клавишей Shift, можно менять размеры окна. После того, как положение и размеры окна установлены нужным образом, нажимается клавиша Enter. При работе с мышью для изменения положения активного окна следует подвести указатель к левому верхнему углу рамки окна и нажать левую кнопку - окно будет «схвачено» мышью, о чем свидетельствует изменение цвета и линий рамки. Затем, не отпуская кнопки, перемещайте мышь по столу, при этом окно будет смещаться по экрану. Передвинув окно нужным образом, отпустите кнопку. Для изменения размеров окна используется правый нижний угол рамки, который «захватывают» мышью точно так же, как и при перемещении окна.

В окнах редактора и справочной службы содержится текст, который может не помещаться целиком в окне. Правая и нижняя рамки такого окна содержат указатели размеров, в которых показывается положение демонстрируемого в окне фрагмента относительно полных размеров текста. Эти поля можно использовать для того, чтобы перемещать окно относительно текста с помощью мыши. Чтобы сдвинуть окно вниз на одну строку, подведите указатель мыши к самому нижнемукраю вертикального указателя размеров так, чтобы он попал на поле , и нажмите левую кнопку. Для сдвига окна вниз на страницу установите указатель мыши в любое место вертикального указателя размеров несколько ниже его середины и нажмите левую кнопку. Точно так же поступают при перемещении окна вверх, вправо и влево, используя для этого соответственно верхнюю часть вертикального указателя и правую и левую части горизонтального указателя, если окно смещается на страницу, или поля , , - при смещении на одну строку или символ.

При построении математических моделей далеко не всегда удается найти формулы, явно выражающие искомые величины через данные. В таких случаях используются математические методы, позволяющие дать ответы той или иной степени точности. Существует не только математическое моделирование какого-либо явления, но и визуальнонатурное моделирование, которое обеспечивается за счет отображения этих явлений средствами машинной графики, т.е. перед исследователем демонстрируется своеоб-разный "компьютерный мультфильм", снимаемый в реальном масштабе времени. Наглядность здесь очень высока.
[an error occurred while processing this directive]